Сегодня многие изменения в строении и функционировании живых организмов априори оценивают как дарвиновскую эволюцию в действии. Однако при проверке выясняется, что это далеко не так, а возможно и совсем не так. Всем известная небольшая рыбка колюшка дала повод в очередной раз усомнится в правильности понимания природы эволюционных изменений.

Трёхиглая ко́люшка (Gasterosteus aculeatus) — широкораспространённая небольшая рыбка, которая живёт как и в морских, так и в пресных водах. Интересно, что пресноводная форма довольно существенно отличается от морской. У пресноводной колюшки отсутствуют оборонительные косные пластинки (щитки), анальные плавники, но зато у них более мощные челюсти с удвоенным числом зубов! Отличая есть и по окраске. Считалось, что колюшка заселила пресные водоёмы после ледникового периода и с тех пор началась её стремительная адаптивная эволюция по классической схеме: случайные мутации и естественный отбор. Но каково было удивление учёных когда выяснилось, что все перечисленные изменения присутствуют у рыб, которые заселили пресный водоём (в частности, озеро на Аляске) всего 10 лет назад. Стало ясно, что ни мутации, ни отбор здесь не при чём.

Молекулярные биологи Калифорнийского университета Баркли Крейг Миллер и Дэвид Кингсл из Стэнфордского университета в 2012 г. отсеквенировали геном колюшки из 21 популяции и обнаружили, что генетически морской и пресноводной формы идентичны. А это в свою очередь свидетельствует о том, что причина изменений кроется не в дарвиновской эволюции, а в изменении активности генов. Они установили, что у всех колюшек одни и те же гены, но благодаря регуляторам произошло быстрое изменение их экспрессии, что позволило рыбкам практически молниеносно адаптироваться к новым условиям обитания.

На рисунке (микро-компьютеризированная томография): взрослая морская (вверху) и пресноводная (внизу) трёхиглая колючая (Gasterosteus aculeatus).

В частности, учёные обнаружили ген Bmp6, который ответственен за формирование зубов. У пресноводных рыб этот ген экспрессируется сильнее, чем у океанских, что и приводит к удвоению зубов. Повышение активности Bmp6 происходит в конце развития личинки рыбы, когда она уже почти дюйм длиной и на полпути к взрослой жизни. До этого времени у пресноводных и океанских рыб одинаковое количество зубов. Количество зубов в пресноводных колюшек продолжает увеличиваться в течение всего срока их жизни, так же как увеличивается площадь зубной пластины и плотность зубов.

Регуляторные гены сыграли свою роль и при потере косных пластин (щитков), и при исчезновении плавников, и при изменении окраски рыб, полагают учёные.

КОММЕНТАРИЙ. Данное исследование в очередной раз подтверждает, что те адаптивные изменения, которые принимались за дарвиновскую эволюцию, представляют собой совершенной иное явление, а именно: запрограммированную возможность перестройки скелета в ответ на изменение условий окружающей среды. В дальнейшем, если подтвердится, что изменение строения и функционирования организмов под воздействием внешних факторов (принимаемых за эволюцию в дарвиновском смысле) вызывано элементарным изменением экспрессии существующих генов, а не их случайными мутациями, то синтетическая теория эволюции станет исключительно гипотетической теорией, лишённой прямых доказательств. 

P. A. Cleves, N. A. Ellis, M. T. Jimenez, S. M. Nunez, D. Schluter, D. M. Kingsley, C. T. Miller. Evolved tooth gain in sticklebacks is associated with a cis-regulatory allele of Bmp6Proceedings of the National Academy of Sciences, 2014; DOI: 10.1073/pnas.1407567111

https://www.sciencedaily.com/releases/2014/09/140917121231.htm

Добавить комментарий