Индия вслед за Турцией исключила теорию эволюции из школьной программы.
В мае 2023 года в Индии официально вычеркнули теорию эволюции из учебников по естествознанию для 9–10-х классов. Упоминания Чарльза Дарвина и его теории происхождения видов убрали из школьных учебников, используемых на уроках естествознания в государственных школах. Теперь изучать теорию эволюции можно будет только факультативно в 11–12-х классах.
Ещё в 2018 году с предложением исключить теорию эволюции из учебной программы выступил Сатья Пал Сингх – государственный министр по развитию людских ресурсов, курирующий сферу высшего образования. Чиновник утверждал, что «теория эволюции Дарвина ошибочна», и считал необходимым изменить подход к образовательному процессу. Сингх заявил, что Министерство по развитию людских ресурсов готово организовать международную конференцию, на которой учёные смогут выразить свою позицию по данному вопросу. Министр также сообщил, что располагает списком из 10–15 учёных мирового уровня, которые заявляли об отсутствии доказательств в пользу теории эволюции. Учёные-атеисты раскритиковали эту инициативу, подписав петицию, в которой назвали заявления Сингха «упрощёнными, вводящими в заблуждение и лишёнными научной основы».
В 2023 году Национальный совет по исследованиям и обучению в области образования (NCERT) – автономная государственная организация, определяющая учебные программы и выпускающая учебники для учащихся начальных и средних школ Индии – объявил об исключении теории эволюции из школьного курса как обязательного для изучения предмета. Этот шаг был предпринят в рамках процесса «рационализации контента». NCERT объяснил своё решение стремлением «укрепить гордость за Индию, её богатую, разнообразную, древнюю и современную культуру, а также системы и традиции знаний», поэтому будет избегать тем, которые «неуместны в нынешнем контексте».
Атеисты выступили с решительным протестом. Некоммерческая организация Breakthrough Science Society опубликовала открытое письмо, в котором выразила обеспокоенность изменением школьной программы. «Научное сообщество страны серьёзно встревожено тем, что теория биологической эволюции… была отвергнута, – говорится в письме. – Учёные считают, что ученики будут серьёзно ограничены в своих мыслительных способностях, если лишатся возможности познакомиться с этим фундаментальным открытием науки. Тот факт, что биологический мир постоянно изменяется, что эволюция – это управляемый законом процесс, не требующий божественного вмешательства, и что человек произошёл от какого-то вида обезьян, стал краеугольным камнем рационального мышления с тех пор, как Дарвин предложил свою теорию естественного отбора». Другие организации, включая Индийскую академию наук, также выразили обеспокоенность этим решением.
Важно отметить, что большинство индийских школьников вообще не узнают о теории эволюции, если она будет исключена из программы 9–10-х классов. В Индии 10-й класс – это последний год, когда естественные науки преподаются всем учащимся. Теорию эволюции будут изучать только те ученики, которые выберут биологию в качестве профильного предмета в последние два года обучения перед поступлением в университет.
Несмотря на усиливающийся протест учёных-атеистов, вероятность того, что NCERT пересмотрит своё решение, остаётся крайне низкой.
Комментарий. Фраза «это управляемый законом процесс, не требующий божественного вмешательства» весьма показательная. По сути, тут звучит признание в том, что одной из основных (если не основной) целью введения теории эволюции было устранение божественного вмешательства из истории возникновения жизни. То есть теория эволюции появилась не благодаря наличию свидетельствовавших о ней экспериментальных фактов, а из желания устранить Бога из естественной истории.
Lewis D. India cuts periodic table and evolution from school textbooks – experts are baffled // Nature. News. 31 May 2023. URL: https://doi.org/10.1038/d41586-023-01770-y