Очень часто в эволюционной литературе можно встретить выражение известного учёного-эволюциониста Ф. Добжанского: «Ничто в биологии не имеет смысла, кроме как в свете эволюции». Что означает эта фраза и можно ли представить себе биологию без эволюции?

Наверное, сегодня сложно найти биолога, который бы не слышал знаменитую фразу американского учёного-эволюциониста (советского происхождения), основателя современной синтетической теории эволюции (СТЭ) Феодосия Добжанского: «Ничто в биологии не имеет смысла, кроме как в свете эволюции» (англ. Nothing in Biology Makes Sense Except in the Light of Evolution). В 1973 году, незадолго до своей смерти от хронического лимфолейкоза, Добжанский (к тому времени получивший гражданство США) написал небольшое, пятистраничное эссе в журнале «Американский учитель биологии» (на английском языке), которое так и назвал: «Ничто в биологии не имеет смысла, кроме как в свете эволюции». Вскоре эта фраза стала крылатой, и по сей день с огромным чувством удовлетворением, и даже с гордостью звучит из уст чуть ли ни каждого апологета эволюционной теории Ч. Дарвина. Но что означает эта фраза?

Смысл данного выражения становится более понятным при другом переводе: «Ничто в биологии не имеет смысла, если не рассмотрено в свете эволюции». По мнению автора, эволюция составляет главный стержень биологии, основу основ науки о жизни, и все её открытия нуждаются в осмыслении и объяснении в свете эволюционного учения. Именно в свете эволюции биология становится самой вдохновляющей и интеллектуально насыщающей наукой. Без такой подсветки, пишет Добжанский, биология превратилась бы в кучу «вяленых фактов»; некоторые были бы интересны сами по себе, но они выглядели бы именно как беспорядочная куча, а не имеющая смысл картина. Эволюция дает возможность смотреть на биологию, одну из самых неточных естественных наук, как на науку, имеющую объединяющую теорию.

Ну что ж, а теперь самое время выяснить, как наличие «объединяющей биологию теории» отражается в трудах современных учёных-биологов, или, другими словами, насколько актуально знаменитое выражение «Ничто в биологии не имеет смысла, если не рассмотрено в свете эволюции». Чтобы выяснить это, я предлагаю заглянуть в, пожалуй, самую популярную базу данных медико-биологической литературы Pubmed. Там собраны данные о всех статьях в журналах с более ли менее заметным уровнем цитирования.

Статьи можно выбирать из базы данных по словам и их комбинациям в названии, тексте реферата или в списке ключевых слов, которые специально подобраны, чтобы облегчать поиск. Так, используя для поиска, например, слово biochemistry (биохимия) можно увидеть все статьи, где это слово упоминается. Еще лучше использовать урезанное слово biochem*, тогда нам покажут все статьи, имеющие какое-то отношение к биохимии. Далее, нам нужно выяснить в скольких статьях, имеющих отношение к биохимии, упоминается эволюция. Для этого введём дополнительное слово для поиска evolut* (т.е. имеющие отношение эволюции).

Осуществив такую проверку для нескольких основных биологических дисциплин, мы увидим следующую картинку (на 01.04.2018):

Всего статей по

– биохимии 1343961 из них с упоминанием эволюции  37069, т.е. 2,8%

– иммунологии (immunol*)1834342 из них с эволюцией  31130, т.е. 1,7%

– микробиологии( bact*) 1278896 из них с эволюцией  42588, т.е. 3,3%

– генетики (genetic*) 3658746 из них с эволюцией  223142, т.е. 6,0%

– связанных с животными (animal*) 6399010 из них с эволюцией  192901, т.е. 3,0%

– связанных с человеком (human*) 3159908 из них с эволюцией  80678, т.е. 2,5%

Итак, от 94 до 98% научных статей по вполне актуальным разделам биологии не содержат упоминаний об эволюции. При этом часть обзоров, содержащих слова с корнем «эвол», не всегда имеют отношение к биологической эволюции. Чтение случайно выбранных обзоров из этой группы показало, что далеко не всегда слово «эволюция» употребляется в привычном для биологов значении – как развитие жизни. Одни из обзоров описывают, например, «эволюционирующую классификацию» ракового заболевания, другой «эволюционирующую парадигму» в понимании некоего класса ферментов, третий «эволюцию методов лечения», четвёртые – «эволюцию подхода». И таких работ довольно много. Поэтому цифру 9498% можно ещё уменьшить как минимум на 1–2%.

В общем не хотят почему-то современные учёные обсуждать свои работы с эволюционной точки зрения. Неужели они все бессмысленные и только несколько процентов публикации несут какой-то научный смысл?…

Видя эти цифры невольно вспоминаются слова российского учёного генетика и эмбриолога, чл.-корр. РАН Л. И. Корочкина, который на заседании круглого стола по дискуссионным вопросам эволюции сказал: «Пользуясь случаем, хочу подчеркнуть важную для меня мысль. Многие полагают, что «становым хребтом» современной биологии является эволюционное учение… Представим себе, что вдруг эволюционное учение будет изъято из биологии. Изменится ли существенно облик этой науки? Нет, в ней просто будет отсутствовать эволюционное учение» (Существует ли естественный отбор, 2006).

Здесь было бы уместно упомянуть и знаменитую публикацию российского микробиолога, академика РАН Г. А. Заварзина «Составляет ли эволюция смысл биологии?» (Вестник РАН, 2006). Во введении автор написал следующее: «Традиционно представление о том, что все явления в биологии могут быть объяснены через эволюцию  путём выяснения происхождения. Понятие о происхождении неизбежно ведет к более древним исходным формам жизни. Однако в мире микробов, который существует на Земле около 4 млрд. лет, общего предшественника найти не удалось. В этом мире дарвиновская теория не работает».

Так что для некоторых учёных биология без эволюции не теряет, а скорее приобретает смысл. А подавляющее большинство учёных-биологов предпочитают вообще не касаться этой темы и даже не упоминать эволюцию в своих работах.

 

Добавить комментарий